18-10-2023
(O) (Я)
Станция Ярославль-Главный
Александров — Ярославль-Главный
Ярославль-Главный — Нерехта Ярославль-Главный — Сонково Ярославль-Главный — Данилов |
|
Северная железная дорога | |
Регион ж. д.: | |
---|---|
Оператор: | |
Дата открытия: | |
Прежние названия: |
Всполье |
Дата переименования: | |
Проектное название: |
Которосль |
Тип: |
пассажирско-грузовая[2] |
Классность: |
внеклассная |
Количество платформ: |
4 |
Количество путей: |
40 |
Тип платформ: |
1 боковая, 3 островные |
Форма платформ: |
прямая, изогнутая |
Электрифицирована: |
1958 год |
Ток: |
постоянный, =3кВ[3] |
Архитекторы: |
В. Панченко |
Выход к: |
Большой Октябрьской улице, |
Расположение: |
г. Ярославль |
Пересадка на: | |
Расстояние до Москвы: |
281,5 км |
Тарифная зона: |
0 |
Код станции: |
310005[2] |
Код в «Экспресс-3»: |
2010001[4] |
Ярославль-Главный (до 1952 года — Всполье) — железнодорожная станция Ярославского региона Северной железной дороги и главный железнодорожный вокзал города Ярославля. В городе сохранился также исторический вокзал XIX века — «Московский».
Первая железная дорога в Ярославском крае была построена к 1 января 1870 года, соединив Сергиев Посад с Ярославлем. Разрешение на её строительство было выдано в 1868 году, а движение открыто 18 февраля 1870 года. И главным вокзалом на то время был Ярославский вокзал, известный сейчас под названием «Ярославль-Московский».
Затем городские застройки медленно распространялись от основной магистрали на север и восток, в направлении Вологды, Костромы, Рыбинска. Так, ярославско-рыбинская дорога начала строиться в 1898 году и была закончена в 1902 году. К тому времени Ярославская железная дорога работала уже около сорока лет. Принадлежала дорога Акционерному обществу Московско-Ярославской железной дороги. В конце XIX в. правление общества возглавлял С. И. Мамонтов.
В 1898 году была построена станция Всполье — одноэтажное деревянное здание, позже приспособленное под здание дежурного по станции, в городе это название до сих пор в ходу. Свое название — Всполье — станция получила от исторического названия местности Ярославля, где была построена, что в соответствии с словарем В. Даля означало «край, окраина, начало поля; выгон, место вокруг околицы». После постройки в 1913 году железнодорожного моста через Волгу более старый вокзал Ярославль-Московский оказался не на основных путях транспортировки железнодорожных грузов через Ярославль. Поэтому станция Всполье постепенно выросла до главного вокзала Ярославля и получила соответствующее название.
В годы войны станция Всполье была решающей для всего Северо-Западного направления. Она являлась распределительной станцией Калининского, Западного и Северо-Западного фронтов. Отсюда отправлялись поезда, перевозившие необходимые грузы для бойцов, защищавших Москву и Ленинград, сюда вывозили жителей блокадного Ленинграда. Этот этап в истории вокзала отражён в романе «Два капитана».
Пассажирское здание вокзала построено в 1952 году (архитектор В. Панченко), а здание билетных касс и подземный переход — в 1977 году. Старое здание вокзала с часовой башней, украшенной знаками зодиака, — пример т. н. сталинского ампира. По объёму пассажирских перевозок, переработки багажа, а также по имеющимся пассажирским обустройством вокзал отнесён к категории внеклассных. Единовременная вместимость вокзала — 1500 пассажиров дальнего и местного сообщения и 300 пассажиров пригородного сообщения
В 2008 году у вокзала установлен памятник Савве Мамонтову, имя которого тесно связано с историей Северной железной дороги.
В июле 2010 — мае 2011 годов проведена реконструкция платформы № 2. На месте существовавшей низкой возведена крытая высокая платформа. По сравнению с имеющимися высокими платформами № 1 и № 3, платформа № 2 немного короче, и рассчитана в первую очередь на пригородное сообщение. Над большей частью платформы устроен навес с вмонтированными в него светильниками. Открытие платформы состоялось в конце мая 2011 года. В связи с тем, что на период реконструкции платформа № 2 была выведена из эксплуатации, на период строительства на специально выделенном пути № 7 функционировала временная низкая платформа № 5.
30 мая 2013 года на станции вследствие неблагоприятных погодных условий — сильных продолжительных ливневых дождей произошло подтопление привокзальной площади и пешеходного подземного перехода[5].
На станции 6 пассажирских путей смешанного (дальнего и пригородного) использования; 3 высокие платформы (1я — 1й путь, 2я — 2й и 3й пути, и 3я — 4й и 5й пути), 1 низкая (4я — 6й путь); более 20 парковых путей. Выход на 1-ю платформу непосредственно из города и из зданий вокзала, на остальные — через подземный переход.
По состоянию на июнь 2014 года через станцию курсируют следующие поезда дальнего следования:
Звёздочкой отмечены поезда, курсирующие только в летний период.
Предыдущая станция | Фирменные поезда | Следующая станция |
---|---|---|
Москва-Пасс.-Ярославская конечная |
Вологодские зори | Данилов в сторону Вологды |
Ростов-Ярославский со стороны Москвы |
||
Москва-Пасс.-Ярославская конечная |
Полярная стрела | Данилов в сторону Лабытнанги |
Москва-Пасс.-Ярославская конечная |
Поморье | Данилов в сторону Архангельска и Северодвинска |
Ростов-Ярославский в сторону Москвы |
||
Ростов-Ярославский в сторону Москвы |
Сыктывкар | Данилов в сторону Сыктывкара |
Ростов-Ярославский в сторону Москвы |
Фирменный | конечная |
Ярославль в сторону Иваново |
Фирменный | Рыбинск-Пассажирский в сторону Санкт-Петербурга |
Москва-Пасс.-Ярославская конечная |
Шексна | Данилов в сторону Череповца |
Транспорт Ярославля | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Действующий |
|
|||||||
Терминалы |
|
Ярославль-Главный.