23-10-2023
Ялтинский трамвай — трамвайная система, которую планировалось построить в Ялте в начале 20 века.
Проект постройки трамвайной линии от Ялты до Алупки и Гурзуфа в 1905 году предложила фирма «Вестингауз», однако городской думой проект был отклонен.
Второй раз предложение внес в мае 1908 года предприниматель С.Чаев. Дума подписала с ним контракт, согласно которому должна была быть построена линия Ялта-Бахчисарай и длина городского участка должна составлять 4,5 км. Он получил концессию на 60 лет и в 1909 году разработал проект сети линий. Согласно ему, основная линия проходила от Массандры центром города, набережной и вдоль реки Яузлар, от Пушкинского бульвара должна идти ветка до Ливадии. Проект утвердили в ноябре 1910 года, однако уже через месяц отказались от проекта.
Третье предложение поступило в 1912 году от инжженера П.Макаривського. Его проект предусматривал строительство трёх городских линий. Однако из-за финансовых проблем вопрос с места не сдвинулся. В конце концов, в 1914, 1916 и 1917 годах Ялта решала строить трамвай самостоятельно, однако из-за войны планы остались только планами. Однако идея и после событий 1917 года продолжала жить. Уже в 1925 году был составлен проект строительства трёх линий: 1: ул.Ломоносова-Массандра (Длиной 4.3 км); 2: вдоль реки Дерекой до поселка Дерекой (Ущельный) (Длиной 1,4 км), 3: Набережная-Ливадия (1,3 км). На пути стало землетрясение 1927 года.
Последний раз к проекту строительства трамвая вернулись в 1937 года, когда было начато проектирование линии Ялта-Симеиз протяженностью 25 километров. Однако как и предыдущие, этот проект Ялтинского трамвая и сам трамвай остолся только на бумаге. Однако электротранспорт в Ялте появился, правда в виде троллейбуса в 1961 году.
Электротранспорт Украины: Энциклопедический путеводитель / Сергей Тархов, Кость Козлов, Ааре Оландер. - Киев: Сидоренко В. Б., 2010. - 912 с .: ил., Схемы. - ISBN 978-966-2321-11-1.
Транспорт Ялты | |
---|---|
городской (Большая Ялта) |
|
междугородный |
|
1 планируется; 2 действовал в 1950-е—1960-е годы
Трамвайные системы в Крыму | |
---|---|
Действующие | Евпатория | Молочное |
Закрытые и отменённые |
Севастополь | Балаклава | Симферополь | Керчь |
Планируемые | Ялта |
Трамвайные системы на территории Украины | |
---|---|
Действующие | Винница | Горловка² | Днепродзержинск | Днепропетровск | Донецк²| Дружковка | Евпатория¹ | Енакиево² | Житомир | Запорожье | Киев (также скоростной трамвай) | Конотоп | Константиновка | Краматорск | Кривой Рог (также скоростной трамвай) | Львов | Мариуполь | Молочное¹ | Николаев | Одесса | Харьков |
Закрытые и отменённые |
Авдеевка | Балаклава¹ | Белгород-Днестровский (к) | Бердичев (к) | Бровары (б) | Керчь¹ | Киев (б) | Кировоград | Коломыя (п) | Кременчуг | Луганск³ | Макеевка² | Нежин (к) | Одесса (д) | Святогорск (к) | Севастополь¹ | Симферополь¹ | Стаханов³ | Теплогорск | Углегорск | Черновцы |
Проектировавшиеся | Бурштин | Дрогобыч | Ивано-Франковск | Красный Луч | Львов (СТ) | Никополь | Полтава | Торез² | Умань | Херсон | Хмельницкий | Ялта¹ |
Примечания: к — конка; п — паровой; б — бензомоторный; д — детский; сл — служебный; СТ — скоростной; Трамвайные системы в населённых пунктах, находящихся на де-факто неподконтрольных Украине территориях: ¹ — под контролем России, ² — под контролем ДНР, ³ — под контролем ЛНР |
Ялтинский трамвай.